Почему метод Монтессори актуален и востребован в мире?
Доступность разнообразных видов деятельности раскрывает потенциал ребенка.
“Богатая” монтессори-среда дает всесторонние знания
Развитие в собственном темпе без оценок и сравнений формирует успешность ребенка
Билингвальный метод развивает речь, позволяет общаются на русском и английском языках в течение всего дня
Индивидуальный подход педагогов позволяет уделить внимание каждому, учесть особенности ребенка
Навык выбора деятельности формирует характер/внутренний стержень и ответственность
Четкие правила взаимодействия и работы в среде Монтессори дают детям уверенность и спокойствие
Воспитание в разновозрастной среде адаптирует к жизни
Взгляд на мир, как на Вселенную, расширяет горизонты ребенка
Метод М. Монтессори
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной среде.
«Первейшей обязанностью педагога, работает ли он с новорожденным или ребенком старшего возраста, является признание его как личности и уважение как юного человека» , - писала Мария Монтессори.
Любое познание, получение опыта в возрасте до шести лет происходит особым образом. Всё, что происходит в окружающей ребенка среде, воспринимается, перерабатывается и хранится в клетках мозга без прикладывания каких-либо усилий с помощью некой формы бессознательного впитывания. Именно поэтому среда, окружающая ребенка, ее наполненность в соответствии с особенностями и возрастом детей, а также подготовленные педагоги и родители играют решающую роль в становлении ребенка.
Монтессори-педагог
Для Монтессори-педагога важен каждый ребенок и его:
- выбор материала и действий
- открытия – «Шар катится, а куб стоит»
- концентрация внимания
- умение доводить дело до конца
- постановка целей и их достижение
- опыт общения и ссор
Что делает Монтессори-педагог?
- наблюдает за ребенком
- заинтересовывает
- помогает ребенку Все сделать самому
- позволяет ребенку делать открытия
- демонстрирует пример поведения
- ухаживает за средой Монтессори, дополняя ее актуальным ребенку материалом
- ведет дневники наблюдения, чтобы отслеживать зоны интереса и развития, и реагировать на проблемы
Нормализация ребенка
Результатом профессиональной работы Монтессори-педагогов считается «нормализация» каждого ребенка. Нормализация — уникальный процесс, который М. Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребенок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, спонтанной концентрацией, принятием реальности, способностью свободного выбора и самоопределения, послушанием, независимостью, инициативой, самодисциплиной и жизнерадостностью.
Развивающая среда
В Монтессори-педагогике используется специально подготовленная развивающая среда для свободной работы детей. В свободном доступе на открытых полках располагаются дидактические материалы, призванные помочь ребенку самостоятельно приобрести тот или иной опыт. Материалы подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Разновозрастная группа
Разновозрастная группа – необходимое условие оптимального развития детей. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботы, самостоятельности. Естественная демонстрация разнообразных занятий в группе детей разного возраста мотивирует детей. Если ему хочется это делать, я бы тоже смог». Общаясь в разновозрастной группе, маленький ребенок наблюдает за поведением старших детей и понимает, что скоро и он сам станет таким же важным.
Правила в монтессори-группе
Правила Монтессори-группы – это необходимое условие нормализации группы. Справедливость и равные права в группе, единое понимание вещей позволяет формировать у детей внутреннюю дисциплину и спокойствие.